Оцелот С револьвером
Достаточно давно известно, что есть одна серьезная проблема высшей школы, которая предстоит нам, уже началась и предстоит в ближайшие годы. Это демографическая яма. Говорят, даже это не яма, а просто спад и что ближайшее время плохо прослеживается. Заметное увеличение числа выпускников средней школы, которые стали бы поступать в вузы. Т.е. на сегодняшний день у нас даже, ну, якобы, количество мест бюджетных для поступления в вузы чуть ли не сравнивается с количеством школьников, выпускаемых из средней школы. Вот такая пессимистическая позиция.
Т.е. получается без конкурса или надо дифференцированно смотреть по специальностям?
Проблема-то как раз несколько в ином. Потому что если бы мы всех выпускников распределили по всем вузам РФ, ну, может быть, тогда бы оно бы так и было. Но не то, что, к сожалению, но фактически бывает так, что выбирают те вузы, в которые хочется идти в первую очередь. И тогда, конечно, вот там возникают еще какие конкурсы, несмотря на эти спады. читать дальше
Но, теперь все-таки немножко о кризисе... Я считаю, что самый большой кризис нашей высшей школы был в 90-е годы. Вот тогда был действительно очень и очень серьезный кризис.
Выражалось это в огромном количестве проблем. И вы, наверно, помните это тяжелейшее время, когда было абсолютно не до финансирования ни преподавательских заработных плат, не было денег ни на новое оборудование, ни на библиотеки, ни на практики. Когда преподаватели вынуждены были работать на четырех, пяти работах в разных местах, в т.ч. в огромном количестве частных организаций, в частных вузах, которые брали и платили приличную почасовую зарплату. И тогда это действительно был гигантский кризис.
И вторая была, на самом деле мало, может быть, известная проблема и как-то она немножечко мимо и легче проходит. Ведь на самом деле мы до 93-го года учились без государственных образовательных стандартов. Это только тогда у нас впервые появились некоторые более или менее внятные правила высшей школы, которые в муках рождались в учебно-методических объединениях, в Министерстве образования. И этих стандартов было два поколения, они усовершенствовались. И сейчас, может быть, вы знаете, готовится третье поколение стандартов. И вот это новое абсолютно для высшей школы было явление. Тем более, что в законе 93-го года об образовании впервые появилось слово «бакалавриат и магистратура».
Это уже было. Не все западные страны имели такой стандарт.
Я бы сказал, страны британской системы. Тем не менее все это было уже инновационным по тем временам. И можете себе представить, какая была растерянность у руководства вузов, когда вот не было ни денег, когда появились новые правила. И все это нужно было каким-то образом соответствовать с ситуацией вчерашнего дня.
Одно из самых распространенных мнений, что советская система высшего образования была очень качественной, готовила качественных специалистов. Затем пришли, понимаете ли, эти реформаторы, придумали эти бакалавриаты и магистратуры и т.д. Зачем? Или та система позволяла готовить специалистов, которые были бы востребованы рынком?
Ну, я бы слово «та система», не стал говорить о них в прошедшем времени, потому что она существует до сих пор. Её пока что до конца никто не отменил. Дело все в том, что, ну, во-первых, сразу хочется сказать, что система подготовки специалистов пятилетняя или шестилетняя в разных вузах на разных специальностях были разные сроки обучения. Но, во-первых, она отнюдь не российского происхождения. Её придумал Вильгельм Гумбольдт в начале 19-го века. И Берлинский университет построен именно на этой системе.
Это прусская (а не собственно советская) система. И именно она была воспринята в России как основная. Именно она, немецкая система, у нас прижилась, поскольку она достаточно строгая, она очень с высокой дисциплиной и она стала считаться нашей. К ней привыкли. И я не могу сказать, что она была плохая.
Но это не имеет отношения, пожалуй, к содержанию образования. Это имеет отношение к форме образования. И вот эта самая главная проблема, о которой говорят, когда, я уж возвращаюсь к теме, когда говорят о Болонском процессе. Наша российская, советская система высшего образования была, конечно, неплохой. И об этом никто никогда не говорит.
Она была неплохой и качественной по той причине, что она имела прекрасное содержание, были прекрасные профессора, были прекрасные лаборатории и была высокая требовательность. Это позволяло поддерживать высокий уровень образования.
Но! мы прекрасно знаем наших друзей и студентов, которых за уши тянули в специализацию, которые с трудом заканчивали, через пень, колоду семь-восемь лет учились на заочке, на вечерке, потом были инженерами и потом эти инженеры что-то делали.
А потом ждали 5-го курса, госэкзаменов, преддипломную, дипломную.
Т.е. в чем принцип вот этого т.н. Болонского процесса и в чем была необходимость создания вот этой двуступенчатости – бакалавриат и магистратура?
Я хочу все-таки заметить, что бакалавриат и магистратура к Болонскому процессу имеют вторичное отношение. Это только очень маленькая, маленькая часть, которая появилась в нашей стране в 93-м году, когда был впервые принят закон об образовании в новой его редакции. А потом уже был закон о высшем послевузовском образовании, в 96-м году он обновлен. И вот согласно этому закону у нас была возможна и старая и новая, кто хочет – пожалуйста.
Вот это было прекрасное время, когда можно было выбирать и выбирали.
В 1989 году было 900 лет Болонскому университету в городе Болонья в Италии, самый старый университет Европы. Естественно, все приехали поздравить, а поскольку поздравили, в голову пришла хорошая мысль. Давайте-ка мы вот издадим документ, который будет говорить о великой значимости университетов в Европе, о том, что мы едины, о том, что мы автономны, о том, что самое главное в Европе – это университеты. И они написали документ, который назывался Магна Карта или Великая хартия университетов, что-то типа декларации университетов. «Давайте объединяться, давайте мы будет воспринимать лучшее друг у друга!» 1989 год. Через 9 лет, в 1998 году собралось 4 страны: Франция. Великобритания, Германия, Италия. И они договорились, давайте мы создадим Сорбонскую декларацию в Париже о том, что мы объединяем усилия в объединении университетской жизни. А через годик, опять-таки в Болонье, Болонскому университету было 910 лет. Опять собрались там, и десятки стран, 29, по-моему, стран Европы объединились и сделали Болонскую декларацию уже на уровне государств о том, что поскольку происходит объединение Европы, у нас границы в Европе исчезают, через некоторое время вот-вот появится европейская валюта, давайте-ка мы введем и общую форму, договоримся о форме высшего образования. Потому что граждане переезжают из одной страны в другую, работа, рынок труда разный, но почему бы не дать им возможность свободы и выбора. Но чтобы этот выбор был наиболее рациональным для этих людей, нужно, чтобы были более или менее какие-то общие правила, форма. И они договорились, давайте договоримся, какие должны быть квалификации, какие квалификации удобны. Вот давайте посмотрим на мир. Посмотрели на мир. Говорят – ну, да, все-таки, наверно, британская система неплохая, она дает такие-то, такие-то преимущества, бакалавриат, магистратура и докторантура. Здесь есть возможность поменять направление своей специализации, есть возможность, что-то не понравилось в бакалавриате, раз, перешел в магистратуру, в смежную, может быть, а там, глядишь, и в докторантуру в другую. Т.е. возможности для выбора есть.
А вот та немецкая система, которая применялась в Советском Союзе, она не позволяла. Если ты пошел по уровню общего высшего образования, как правило это 3,5 года - 4, а потом начинается специализация, только в этом ключе. Уже нельзя перейти. Гумбольдтовская система этого не позволяет. Кстати, во Франции тоже жесткая была достаточно система, такая же примерно. И уж, извините, где-где, как не в Германии, умные люди, а уж во Франции тем более, но они все-таки согласились пойти на эту британскую схему, по которой живет две трети мира, по сути дела. Более того, давайте договоримся о том, чтобы понятно было, какие-то сроки, минимальные сроки обучения. Ну там, ну сколько бакалавриат, ну давайте 3-4 года, где-то 3, где-то 4. Три там, где 12-летнее среднее образование общее. Там, где 10-летнее, может быть, 4 года бакалавриат, но не меньше. Магистратура – 1-2 года, в зависимости от специализации. Одни попроще, другие посложнее, это тоже…
Следующее. Давайте документы… чтобы у нас были более или менее похожие документы. Ваш диплом, все говорят – признание дипломов, признание дипломов. Никого не интересует признание дипломов, всех интересует приложение к диплому, потому что диплом – это красивая книжечка, где написано, какой вы молодец, какой вы бакалавр, какой вы магистр или какой вы доктор наук.
что вы прошли, сколько это часов, какая трудоемкость, какие вы оценки получили, вот это самое главное. Это называется европейское приложение к диплому или diploma supplement сейчас называют. Вот давайте об этом договоримся.
Следующее. Как мерить трудоемкость? Ну говорят – давайте в часах, давайте в чем-то, но пришли к выводу, что удобно мерить в кредитах. Кредит – это единица трудоемкости, очень удобная вещь и на самом деле просто об этом сложно рассказывать, лекция требует примерно четырех-пяти часов, чтобы рассказать, что такое система кредитов. А суть очень простая. Суть в том, что студент в значительной степени сам набирает себе кредиты в течение учебного года, но под руководством умного человека, который скажет ему, что лучше выбрать, что обязательно, что не обязательно. И он набирает себе единицы трудоемкости таких-то, таких-то дисциплин, которые прописаны у него как варианты в учебном плане. Он подписывает свой индивидуальный учебный план и отвечает за его исполнение.
И очень удобно мерить не в часах, а в кредитах, потому что это мера трудоемкости. Один студент может изучить в аудитории плюс самостоятельное время обучения, может изучить какую-то тему за два часа, а другому нужно 12. И как мы в часах это будем мерить? А полный объем трудоемкости этой дисциплины таков, в кредитах.
Это во-первых, против уравниловки. Но с другой стороны она не дает, что называется, обижать очень слишком тех, у кого способности послабей. Потому что число кредитов такие, но она их не обижает, она и говорит – вот объем знаний, а сколько часов он будет изучать, уже никто не говорит. Он не испытывает чувства неполноценности, когда другой великий молодой гений изучает что-то за 20 минут, а этот с третьего раза схватывает на лету. Поэтому здесь есть такая чисто деликатная проблема.
Следующее. Вот об этом давайте договоримся – сказали, и договорились. И написали декларацию – нас это всех удовлетворяет на уровне государств. Собралась конференция ректоров Германии – Hoch Schule Rektoren Konferenz. Это Союз ректоров Германии, это общественная организация. И они сказали – мы принимаем Болонскую декларацию и просим наше Министерство образования всячески нам содействовать в том, чтобы реализовать ее позиции. Это сказали ректоры Германии. То же самое сказали ректоры Франции, но там другие организации. И вот они сказали – мы готовы к этому. И они начали это реализовывать в 1999 году.
Предполагается к 2010 году это должно было уже пройти все циклы и там все должны были перейти вот на эту многоуровневую систему и все это внедрить. Что в России? Во-первых, честно сказать, уж честно вам скажу, Россию не очень-то там и хотели.Россию побаиваются. У нас хорошая школа, с одной стороны. Но с другой-то стороны, мы такая гигантская страна,что когда если у нас примут, а мы не будем выполнять, они окажутся в ситуации, которая не очень-то удобна. И вот эта ситуация на самом деле происходит. У нас же, к сожалению, а, может, и не к сожалению. Как говорил Гегель, «все действительное разумно, все разумное действительно». Было сказано так, что правительство принимает решение, подписываем декларацию, 2003 год и нам вместе с Ватиканом, кстати, мы подписали Болонскую декларацию вот эту в сентябре 2003 года. И с тех пор мы теперь обязаны, поскольку правительство подписало, это было распоряжение, представили эту декларацию и все. Начинается вопрос – что делать?
Оппонентов очень много. Более того, как правило, большинство, подавляющее большинство говорит: «Мы потеряем инженерную подготовку, мы потеряем фундаментальность образования и т.д.». Но, коллеги, еще раз повторяю, это наша позиция, мы-то это же все прошли. Ну так уже, между нами сказать, бакалавриат и магистратуру в нашем университете ввели не в 2003-м и не в 1999, а в 1987 году…в 89-м отдельным решением министра Ягодина. Потому что для нас это было выгодно, интересно и инновационно. Речь не идет о содержании образования, здесь идет только речь о форме. Говорят – нет, 4 года. Какой это человек с высшим образованием за 4 года?
Оказывается, если выкинуть военную подготовку, если не учитывать выезды на картошку. И те курсы, которые, в общем-то, ну, не являются вообще функциональными в настоящем, хорошем университете, год набирается легко. Значит, 4 года достаточно. Это для того, чтобы получить высшее общее образование в данном профиле. Вот это и называется бакалавриат. Общее высшее образование в данном профиле.
4 года – этого хватает. В нашей стране этого хватает.
Содержание есть независимый инвариант, которым, собственно говоря, владеет вуз, которым владеет наш государственный образовательный стандарт, которым владеют наши ученые. И я не вижу здесь никаких проблем.
Но есть вторая позиция, с которой приходят к нам и многие люди, говорят – вот, знаете, все-таки все это придумано специально для того, чтобы ...
... чтобы все наши лучшие мозги забрать на Запад.
Кто хотел уехать, уже уехал. Это первое.
Второе. Кто не бывает в Европе, ну, не в командировку на 2-3 дня, а так поездить. Устроится во Франции молодым людям на работу, французам, невозможно. Очень трудно. В Германии та же ситуация. Попробуйте русский там устроится на работу. Кем вы будете там работать, даже если вы очень умный? Ситуация на самом деле совершенно обратная. Вот тот самый результат, о котором хотел сказать раньше. Мы все время были ориентированы на т.н. третий мир. Это все-таки Азия, Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Вот наши четыре основных региона. И мы продолжаем там работать.
Болонский процесс – это правила дорожного движения в системе высшего образования Европы
Вот что такое Болонский процесс.
Для того, чтобы люди имели возможность показать, что они на своих машинах, но ездят по тем же правилам. Поняли, что здесь у нас учат неплохо, неплохо. Европейское приложение к диплому. Но учиться у нас тяжело. Но, потом они не едут обратно к себе в страны работать. Они все рассчитывают устроиться работать в России. Гигантский рынок, необъятный, огромный Ну, немножечко из Штатов, немножечко из Австралии приезжают к нам, из Японии.
ПРОНЬКО: Слушайте, потрясающе! Вот оно влияние. Все говорят – как влиять России на мир. Вот оно влияние, через высшее образование.
Мы не боимся демографической ямы, понимаете в чем дело. Потому что к нам в любом случае поедут люди. Они поедут к нам учиться из других стран.
Нужно дать возможность студентам сделать так, чтобы они имели право выбора тех дисциплин, которые им реально по факту нужны, а не те, которые преподаватели, потому что им на кафедре нужно нагрузку.
Нужно в вузе создавать конкурентную среду и среди преподавателей и среди учащихся, студентов тоже. Чтобы у них были рейтинги, чтобы они учились лучше. И вот здесь еще одно новшество Болонской системы - это введение балльно-рейтинговых систем.
Когда студент вместо того, чтобы жить от сессии до сессии, в течение всего времени обучения дисциплинирован. Например, учится один семестр человек. Эта дисциплина у него, грубо говоря, 3 кредита. Три кредита – это примерно около ста часов. Этот студент должен по этой дисциплине 5 или 6 раз пройти рубежную аттестацию в разных формах – написать контрольную работу, написать курсовую, защитить лабораторную.
В течение всего времени изучения этой дисциплины. В частности, в течение семестра. И он получает за каждую эту позицию свое количество баллов. Набирает сто баллов – получает пятерку автоматом. Набирает, грубо говоря, 90 баллов – четверку. И так меньше. А если набирает 50, ему говорят – гуд бай, мы тебе не разрешаем ее пересдавать. Ты не получаешь разрешения на пересдачу. Если ты хочешь, ты можешь еще заново изучить, но в нашей стране обучение по бюджету один раз. По закону. Значит, ты должен пойти и повторять эту дисциплину, извини, по контракту, потому что мы не виноваты, мы отследили. И сидит тьютор,который отслеживает, у которого примерно 200 студентов, он их отслеживает, их обучение.И он внимательнейшим образом отслеживает, чтобы ага, вот этот студент, ага, у него проблемы. Он его вызывает к себе, родителей. Если это иностранец, землячество вызывает. В посольство напишет – вот ваш студент плохо учится, чего-нибудь сделайте с ним, а то у него через некоторое время проблемы возникнут, потому что баллы же набираются, видно, когда, кто не успеет. В результате теперь мамы с папами на первых порах приходили, говорили – да что это такое вы там устроили у себя в университете, наш сыночек…с утра до вечера за книжками сидит, вместо того, чтобы бегать, в футбол играть. А потом, теперь они не нарадуются, говорят – совсем изменилась ситуация, студенты стали заниматься, ходить на занятия, потому что некоторые преподаватели балльно-рейтинговую систему посещаемости включают.
Т.е. получается без конкурса или надо дифференцированно смотреть по специальностям?
Проблема-то как раз несколько в ином. Потому что если бы мы всех выпускников распределили по всем вузам РФ, ну, может быть, тогда бы оно бы так и было. Но не то, что, к сожалению, но фактически бывает так, что выбирают те вузы, в которые хочется идти в первую очередь. И тогда, конечно, вот там возникают еще какие конкурсы, несмотря на эти спады. читать дальше
Но, теперь все-таки немножко о кризисе... Я считаю, что самый большой кризис нашей высшей школы был в 90-е годы. Вот тогда был действительно очень и очень серьезный кризис.
Выражалось это в огромном количестве проблем. И вы, наверно, помните это тяжелейшее время, когда было абсолютно не до финансирования ни преподавательских заработных плат, не было денег ни на новое оборудование, ни на библиотеки, ни на практики. Когда преподаватели вынуждены были работать на четырех, пяти работах в разных местах, в т.ч. в огромном количестве частных организаций, в частных вузах, которые брали и платили приличную почасовую зарплату. И тогда это действительно был гигантский кризис.
И вторая была, на самом деле мало, может быть, известная проблема и как-то она немножечко мимо и легче проходит. Ведь на самом деле мы до 93-го года учились без государственных образовательных стандартов. Это только тогда у нас впервые появились некоторые более или менее внятные правила высшей школы, которые в муках рождались в учебно-методических объединениях, в Министерстве образования. И этих стандартов было два поколения, они усовершенствовались. И сейчас, может быть, вы знаете, готовится третье поколение стандартов. И вот это новое абсолютно для высшей школы было явление. Тем более, что в законе 93-го года об образовании впервые появилось слово «бакалавриат и магистратура».
Это уже было. Не все западные страны имели такой стандарт.
Я бы сказал, страны британской системы. Тем не менее все это было уже инновационным по тем временам. И можете себе представить, какая была растерянность у руководства вузов, когда вот не было ни денег, когда появились новые правила. И все это нужно было каким-то образом соответствовать с ситуацией вчерашнего дня.
Одно из самых распространенных мнений, что советская система высшего образования была очень качественной, готовила качественных специалистов. Затем пришли, понимаете ли, эти реформаторы, придумали эти бакалавриаты и магистратуры и т.д. Зачем? Или та система позволяла готовить специалистов, которые были бы востребованы рынком?
Ну, я бы слово «та система», не стал говорить о них в прошедшем времени, потому что она существует до сих пор. Её пока что до конца никто не отменил. Дело все в том, что, ну, во-первых, сразу хочется сказать, что система подготовки специалистов пятилетняя или шестилетняя в разных вузах на разных специальностях были разные сроки обучения. Но, во-первых, она отнюдь не российского происхождения. Её придумал Вильгельм Гумбольдт в начале 19-го века. И Берлинский университет построен именно на этой системе.
Это прусская (а не собственно советская) система. И именно она была воспринята в России как основная. Именно она, немецкая система, у нас прижилась, поскольку она достаточно строгая, она очень с высокой дисциплиной и она стала считаться нашей. К ней привыкли. И я не могу сказать, что она была плохая.
Но это не имеет отношения, пожалуй, к содержанию образования. Это имеет отношение к форме образования. И вот эта самая главная проблема, о которой говорят, когда, я уж возвращаюсь к теме, когда говорят о Болонском процессе. Наша российская, советская система высшего образования была, конечно, неплохой. И об этом никто никогда не говорит.
Она была неплохой и качественной по той причине, что она имела прекрасное содержание, были прекрасные профессора, были прекрасные лаборатории и была высокая требовательность. Это позволяло поддерживать высокий уровень образования.
Но! мы прекрасно знаем наших друзей и студентов, которых за уши тянули в специализацию, которые с трудом заканчивали, через пень, колоду семь-восемь лет учились на заочке, на вечерке, потом были инженерами и потом эти инженеры что-то делали.
А потом ждали 5-го курса, госэкзаменов, преддипломную, дипломную.
Т.е. в чем принцип вот этого т.н. Болонского процесса и в чем была необходимость создания вот этой двуступенчатости – бакалавриат и магистратура?
Я хочу все-таки заметить, что бакалавриат и магистратура к Болонскому процессу имеют вторичное отношение. Это только очень маленькая, маленькая часть, которая появилась в нашей стране в 93-м году, когда был впервые принят закон об образовании в новой его редакции. А потом уже был закон о высшем послевузовском образовании, в 96-м году он обновлен. И вот согласно этому закону у нас была возможна и старая и новая, кто хочет – пожалуйста.
Вот это было прекрасное время, когда можно было выбирать и выбирали.
В 1989 году было 900 лет Болонскому университету в городе Болонья в Италии, самый старый университет Европы. Естественно, все приехали поздравить, а поскольку поздравили, в голову пришла хорошая мысль. Давайте-ка мы вот издадим документ, который будет говорить о великой значимости университетов в Европе, о том, что мы едины, о том, что мы автономны, о том, что самое главное в Европе – это университеты. И они написали документ, который назывался Магна Карта или Великая хартия университетов, что-то типа декларации университетов. «Давайте объединяться, давайте мы будет воспринимать лучшее друг у друга!» 1989 год. Через 9 лет, в 1998 году собралось 4 страны: Франция. Великобритания, Германия, Италия. И они договорились, давайте мы создадим Сорбонскую декларацию в Париже о том, что мы объединяем усилия в объединении университетской жизни. А через годик, опять-таки в Болонье, Болонскому университету было 910 лет. Опять собрались там, и десятки стран, 29, по-моему, стран Европы объединились и сделали Болонскую декларацию уже на уровне государств о том, что поскольку происходит объединение Европы, у нас границы в Европе исчезают, через некоторое время вот-вот появится европейская валюта, давайте-ка мы введем и общую форму, договоримся о форме высшего образования. Потому что граждане переезжают из одной страны в другую, работа, рынок труда разный, но почему бы не дать им возможность свободы и выбора. Но чтобы этот выбор был наиболее рациональным для этих людей, нужно, чтобы были более или менее какие-то общие правила, форма. И они договорились, давайте договоримся, какие должны быть квалификации, какие квалификации удобны. Вот давайте посмотрим на мир. Посмотрели на мир. Говорят – ну, да, все-таки, наверно, британская система неплохая, она дает такие-то, такие-то преимущества, бакалавриат, магистратура и докторантура. Здесь есть возможность поменять направление своей специализации, есть возможность, что-то не понравилось в бакалавриате, раз, перешел в магистратуру, в смежную, может быть, а там, глядишь, и в докторантуру в другую. Т.е. возможности для выбора есть.
А вот та немецкая система, которая применялась в Советском Союзе, она не позволяла. Если ты пошел по уровню общего высшего образования, как правило это 3,5 года - 4, а потом начинается специализация, только в этом ключе. Уже нельзя перейти. Гумбольдтовская система этого не позволяет. Кстати, во Франции тоже жесткая была достаточно система, такая же примерно. И уж, извините, где-где, как не в Германии, умные люди, а уж во Франции тем более, но они все-таки согласились пойти на эту британскую схему, по которой живет две трети мира, по сути дела. Более того, давайте договоримся о том, чтобы понятно было, какие-то сроки, минимальные сроки обучения. Ну там, ну сколько бакалавриат, ну давайте 3-4 года, где-то 3, где-то 4. Три там, где 12-летнее среднее образование общее. Там, где 10-летнее, может быть, 4 года бакалавриат, но не меньше. Магистратура – 1-2 года, в зависимости от специализации. Одни попроще, другие посложнее, это тоже…
Следующее. Давайте документы… чтобы у нас были более или менее похожие документы. Ваш диплом, все говорят – признание дипломов, признание дипломов. Никого не интересует признание дипломов, всех интересует приложение к диплому, потому что диплом – это красивая книжечка, где написано, какой вы молодец, какой вы бакалавр, какой вы магистр или какой вы доктор наук.
что вы прошли, сколько это часов, какая трудоемкость, какие вы оценки получили, вот это самое главное. Это называется европейское приложение к диплому или diploma supplement сейчас называют. Вот давайте об этом договоримся.
Следующее. Как мерить трудоемкость? Ну говорят – давайте в часах, давайте в чем-то, но пришли к выводу, что удобно мерить в кредитах. Кредит – это единица трудоемкости, очень удобная вещь и на самом деле просто об этом сложно рассказывать, лекция требует примерно четырех-пяти часов, чтобы рассказать, что такое система кредитов. А суть очень простая. Суть в том, что студент в значительной степени сам набирает себе кредиты в течение учебного года, но под руководством умного человека, который скажет ему, что лучше выбрать, что обязательно, что не обязательно. И он набирает себе единицы трудоемкости таких-то, таких-то дисциплин, которые прописаны у него как варианты в учебном плане. Он подписывает свой индивидуальный учебный план и отвечает за его исполнение.
И очень удобно мерить не в часах, а в кредитах, потому что это мера трудоемкости. Один студент может изучить в аудитории плюс самостоятельное время обучения, может изучить какую-то тему за два часа, а другому нужно 12. И как мы в часах это будем мерить? А полный объем трудоемкости этой дисциплины таков, в кредитах.
Это во-первых, против уравниловки. Но с другой стороны она не дает, что называется, обижать очень слишком тех, у кого способности послабей. Потому что число кредитов такие, но она их не обижает, она и говорит – вот объем знаний, а сколько часов он будет изучать, уже никто не говорит. Он не испытывает чувства неполноценности, когда другой великий молодой гений изучает что-то за 20 минут, а этот с третьего раза схватывает на лету. Поэтому здесь есть такая чисто деликатная проблема.
Следующее. Вот об этом давайте договоримся – сказали, и договорились. И написали декларацию – нас это всех удовлетворяет на уровне государств. Собралась конференция ректоров Германии – Hoch Schule Rektoren Konferenz. Это Союз ректоров Германии, это общественная организация. И они сказали – мы принимаем Болонскую декларацию и просим наше Министерство образования всячески нам содействовать в том, чтобы реализовать ее позиции. Это сказали ректоры Германии. То же самое сказали ректоры Франции, но там другие организации. И вот они сказали – мы готовы к этому. И они начали это реализовывать в 1999 году.
Предполагается к 2010 году это должно было уже пройти все циклы и там все должны были перейти вот на эту многоуровневую систему и все это внедрить. Что в России? Во-первых, честно сказать, уж честно вам скажу, Россию не очень-то там и хотели.Россию побаиваются. У нас хорошая школа, с одной стороны. Но с другой-то стороны, мы такая гигантская страна,что когда если у нас примут, а мы не будем выполнять, они окажутся в ситуации, которая не очень-то удобна. И вот эта ситуация на самом деле происходит. У нас же, к сожалению, а, может, и не к сожалению. Как говорил Гегель, «все действительное разумно, все разумное действительно». Было сказано так, что правительство принимает решение, подписываем декларацию, 2003 год и нам вместе с Ватиканом, кстати, мы подписали Болонскую декларацию вот эту в сентябре 2003 года. И с тех пор мы теперь обязаны, поскольку правительство подписало, это было распоряжение, представили эту декларацию и все. Начинается вопрос – что делать?
Оппонентов очень много. Более того, как правило, большинство, подавляющее большинство говорит: «Мы потеряем инженерную подготовку, мы потеряем фундаментальность образования и т.д.». Но, коллеги, еще раз повторяю, это наша позиция, мы-то это же все прошли. Ну так уже, между нами сказать, бакалавриат и магистратуру в нашем университете ввели не в 2003-м и не в 1999, а в 1987 году…в 89-м отдельным решением министра Ягодина. Потому что для нас это было выгодно, интересно и инновационно. Речь не идет о содержании образования, здесь идет только речь о форме. Говорят – нет, 4 года. Какой это человек с высшим образованием за 4 года?
Оказывается, если выкинуть военную подготовку, если не учитывать выезды на картошку. И те курсы, которые, в общем-то, ну, не являются вообще функциональными в настоящем, хорошем университете, год набирается легко. Значит, 4 года достаточно. Это для того, чтобы получить высшее общее образование в данном профиле. Вот это и называется бакалавриат. Общее высшее образование в данном профиле.
4 года – этого хватает. В нашей стране этого хватает.
Содержание есть независимый инвариант, которым, собственно говоря, владеет вуз, которым владеет наш государственный образовательный стандарт, которым владеют наши ученые. И я не вижу здесь никаких проблем.
Но есть вторая позиция, с которой приходят к нам и многие люди, говорят – вот, знаете, все-таки все это придумано специально для того, чтобы ...
... чтобы все наши лучшие мозги забрать на Запад.
Кто хотел уехать, уже уехал. Это первое.
Второе. Кто не бывает в Европе, ну, не в командировку на 2-3 дня, а так поездить. Устроится во Франции молодым людям на работу, французам, невозможно. Очень трудно. В Германии та же ситуация. Попробуйте русский там устроится на работу. Кем вы будете там работать, даже если вы очень умный? Ситуация на самом деле совершенно обратная. Вот тот самый результат, о котором хотел сказать раньше. Мы все время были ориентированы на т.н. третий мир. Это все-таки Азия, Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Вот наши четыре основных региона. И мы продолжаем там работать.
Болонский процесс – это правила дорожного движения в системе высшего образования Европы
Вот что такое Болонский процесс.
Для того, чтобы люди имели возможность показать, что они на своих машинах, но ездят по тем же правилам. Поняли, что здесь у нас учат неплохо, неплохо. Европейское приложение к диплому. Но учиться у нас тяжело. Но, потом они не едут обратно к себе в страны работать. Они все рассчитывают устроиться работать в России. Гигантский рынок, необъятный, огромный Ну, немножечко из Штатов, немножечко из Австралии приезжают к нам, из Японии.
ПРОНЬКО: Слушайте, потрясающе! Вот оно влияние. Все говорят – как влиять России на мир. Вот оно влияние, через высшее образование.
Мы не боимся демографической ямы, понимаете в чем дело. Потому что к нам в любом случае поедут люди. Они поедут к нам учиться из других стран.
Нужно дать возможность студентам сделать так, чтобы они имели право выбора тех дисциплин, которые им реально по факту нужны, а не те, которые преподаватели, потому что им на кафедре нужно нагрузку.
Нужно в вузе создавать конкурентную среду и среди преподавателей и среди учащихся, студентов тоже. Чтобы у них были рейтинги, чтобы они учились лучше. И вот здесь еще одно новшество Болонской системы - это введение балльно-рейтинговых систем.
Когда студент вместо того, чтобы жить от сессии до сессии, в течение всего времени обучения дисциплинирован. Например, учится один семестр человек. Эта дисциплина у него, грубо говоря, 3 кредита. Три кредита – это примерно около ста часов. Этот студент должен по этой дисциплине 5 или 6 раз пройти рубежную аттестацию в разных формах – написать контрольную работу, написать курсовую, защитить лабораторную.
В течение всего времени изучения этой дисциплины. В частности, в течение семестра. И он получает за каждую эту позицию свое количество баллов. Набирает сто баллов – получает пятерку автоматом. Набирает, грубо говоря, 90 баллов – четверку. И так меньше. А если набирает 50, ему говорят – гуд бай, мы тебе не разрешаем ее пересдавать. Ты не получаешь разрешения на пересдачу. Если ты хочешь, ты можешь еще заново изучить, но в нашей стране обучение по бюджету один раз. По закону. Значит, ты должен пойти и повторять эту дисциплину, извини, по контракту, потому что мы не виноваты, мы отследили. И сидит тьютор,который отслеживает, у которого примерно 200 студентов, он их отслеживает, их обучение.И он внимательнейшим образом отслеживает, чтобы ага, вот этот студент, ага, у него проблемы. Он его вызывает к себе, родителей. Если это иностранец, землячество вызывает. В посольство напишет – вот ваш студент плохо учится, чего-нибудь сделайте с ним, а то у него через некоторое время проблемы возникнут, потому что баллы же набираются, видно, когда, кто не успеет. В результате теперь мамы с папами на первых порах приходили, говорили – да что это такое вы там устроили у себя в университете, наш сыночек…с утра до вечера за книжками сидит, вместо того, чтобы бегать, в футбол играть. А потом, теперь они не нарадуются, говорят – совсем изменилась ситуация, студенты стали заниматься, ходить на занятия, потому что некоторые преподаватели балльно-рейтинговую систему посещаемости включают.
Вопрос: А ВЫ как относитесь к этой системе?
1. Просто не понимаю чё к чему | 0 | (0%) | |
2. Хрень какая-то...Зачем менять всё? | 1 | (33.33%) | |
3. Положительно. | 2 | (66.67%) | |
Всего: | 3 |
@темы: хрень
год от года университете, обвыкаясь с новой системой и выпуская оставшихся специалистов, добавляет все больше гибкости расписанию. да, пока что мой вклад в формирование своего расписания на год сводится к формуле выберете 4 предмета из 6 + обязательные. но я вижу, что идущим за мной курсам выбор предлагается все шире.
мне нравится эта система. понятное дело, в первую очередь, потому что я так уже 4 года учусь. но еще мне нравится, что сейчас, разобравшись со всеми хитростями направления, я могу поступить в другое место, более отвечающее моим интересам и профилю деятельности. это я про магистратуру. а могу, в общем-то и не поступать)
безусловно, не всем стоит так учиться. сложившиеся системы в области технического или медицинского образования нарушать нет никакого смысла, да этого и не происходит пока. но "институтам благородных девиц" такие изменения совсем не вредны)
но система советского образования действительно фундаментальна донельзя. ценность классического образования, наследие немецких университетов, это тоже не в потолок плевать. будущие филологи и врачи, инженеры и конструкторы должны много и монотонно зубрить. потому что иначе они никогда не станут хорошими специалистами. им нужны устоявшиеся стандарты образования от и до. а болонский процесс это для менеджеров да работников сферы туризма.
в целом, доклад неплохой. многостронний) а в этом вопросе, как водится мнения есть по-просту разные, а не правильные и неправильные.
взаимно.
мои напряги равномерно распределены по году. больше месяца расслабляться я себе позволить не могу. ибо раз в два месяца - зачетные недели.
Конкретно это, имхо, минус.
1. есть ребята-спринтеры, которые учат и сдают всё в сессионную неделю. А так им- лишние хвосты.
2. Почти невозможно одновременно работать и учиться.
Чувствую себя вечно неловко из-за того, что жинка и работает и учится на заочке, а я ещё не получаю даже зарплату.
будущие филологи и врачи, инженеры и конструкторы должны много и монотонно зубрить.А биологам нужно уметь мыслить и понимать.
Тут никакая система не поможет, имхо...
а болонский процесс это для менеджеров да работников сферы туризма.
Да, именно благодаря такому делению я поменял кафедру.
Чему дико рад.
Возможно. Неполный рабочий день, гибкий график.
Хрен найдешь.У нас половина курса работает, я в том числе. Да, это не серьезная работа и заработок от нее небольшой, но те, кто гоняется за деньгами, месяцами не появляются в университете) как им удается не вылетать - без понятия.А с заочным сравнивать дневное не стоит. С дневным, если ты нормально учишься, а не тупо прогуливаешь, ты никогда не будешь нормально работать. Это факт, не зависящий от болонской системы.
Сёдня у нас был семинар.
"Болонку" крепко разнесли в пух и прах.
НО.
Повис вопрос:
Советская система не отвечает уже требованиям времени. Как бы ни было хорошо содержание её, но форма ветшает. Нужна встряска.
Каковой "болонка" и стала.
А возможна ли была другая система. Кроме советской?
У меня предвзятое отношение к людям, которые плохо отзываются об болонском процессе. не потому что система хороша, а потому что, все с кем я сталкивалась, такие люди ругаются ее из-за страха перед неизвестным и переменами.
а что с содержание советской системы? в области каких наук? гуманитарные науки обветшали в 18 веке, везде и капитально. когда прошел их бум. а с остальными, я не специалист. говорят, у нас было хорошее содержание математических и технических дисциплин, языков еще иностранных, и медицинских направлений. а про все остальное хорошего я что-то не слышала.
А возможна ли была другая система. Кроме советской?
Советская система во много наследница немецких университетов, если не сказать во всем, кроме страны и языка преподавания. Она строга, консервативна, и во многом исходит из того, что обучаются какие-то "избранные", мое личное мнение, от нее веет фанатизмом и желанием жизнь положить ради науки.
Болонская система... Вообще мне кажется тут странным слово система. Потому что университет Болоньи никакой особой системы не имеет, он просто старейший в Европе и именно там было принято решение о создании единого европейского образовательного пространства.
Такая образовательная система, включая появившийся у нас ЕГЭ, близка американской модели. А вал небольших письменных работ, например, в моем университете, вообще отсылает к практикам британских университетов 17-18 вв.
не знаю, какие альтернативы) знаю одно, если работодатель научится считать бакалаврский диплом полноценным, то образовательная реформа пройдет на ура.
а все остальные ее "промахи" зависят от конкретных способностей сидящих на местах адаптировать учебные планы и нагружать собственных студентов багажом качественных знаний.
Что принципиально изменилось? Что мешает профессорам как и раньше делиться самородками, что они за долгие годы отыскали? Не вижу объективных причин.
Приятно, что высказывется чьё-то ищо.
Против шо ли?
ни против...
славянский менталитет? западные достижения?
Ну да, каждый вуз по-своему вводит это чудо природы.
Пожалуй, это её главная бида...
это не только ее беда. это беда любой новой и\или плохо объясненной вещи.
и беда реформ в первую очередь.
а ещё- нанотехнологий
Эта система инородняя для русского-украинца, так что так.
Это ужас, как её везде по-своему трактуют! >_<
"знать, чтобы бороцца!"
я просто с улыбкой отношусь к термину "менталитет".
немецкий классический университет тоже когда-то был инородным.
мне учиться нравится. вот и все.